* Во имя Отца и Сына и Святаго Духа *
Дорогой друг!
Вступая в жизнь, ты воспринимаешь её через добрые или злые мысли и чувства. Очень часто злые мысли могут быть внезапными, назойливыми, смущающими тебя, лишающими мира, тишины и покоя. Цель их состоит в том, чтобы не только смутить, но стать постоянными, сделав тебя злым, породив в душе с юных лет безконечную муку и адскую боль. В таком нездоровом состоянии душа, неопытная в духовной жизни, наносит вред не только себе, но и окружающим
Злые мысли и чувства называются грехами. Грехи которые мы совершаем, могут быть одновременно против Бога, ближних и самого себя. Бог даровал нам совесть, определяющую поступки как злые, так и добрые. Если при твоём поведении тебе радостно и мирно, покойно и уютно, тепло и светло – значит, ты на верном пути. И наоборот: если тебе мрачно и тоскливо, уныло и печально, холодно, серо и неуютно – значит, ты нагрешил и тебе обязательно сразу нужно каяться перед любящим Господом, чтобы вернуть прежнее доброе состояние, через которое ты был с Ним. Это наука из наук, и превыше всяких наук. Называется она духовной жизнью и ею определяется вся дальнейшая внешняя жизнь.
Здесь предлагается тебе, православная душа, врачевство от хульных мыслей из сокровищницы духовного опыта Православной Церкви. Этот опыт распространяется не только на хульные помыслы, но может применяться в борьбе с любыми грехами в мысленной брани, то есть в войне, где мы с тобою воины.
Образ святителя Димитрия Ростовского. Боровиковский В. Л. 1825 г
«Если, по диавольскому навету, многие беспокоятся и смущаются от недобрых, особенно же хульных мыслей[1]», пишет святитель Димитрий, «то полезно знать природу этих мыслей и понимать, когда они бывают греховны, а когда нет, чтобы научиться отгонять их от себя и врачевать свою душу. В злых мыслях нет никакого греха, если воля и разум человека не соглашаются с этими мыслями, даже ненавидят и гонят их. Но когда человек по своей воле услаждается злыми мыслями и принимает их к сердцу, тогда они становятся грехом смертным. Если же человек, смущаемый хульными помыслами, не принимает их, но колеблется, то, будучи неопытен и не зная разницы между помышлением и соизволением, терпит нападения от диавола.
Некоторые думают, что если им приходят помыслы о худом, то они уже и соизволяют на худое, и печалятся об этом. Но помышление не есть еще соизволение. Соизволение наступает, когда мы любим хульные мысли и услаждаемся ими, усердно желаем их и размножаем их в своем уме. Если же мы ненавидим их, не желаем их иметь, но они сами лезут нам на ум, а мы отвращаемся от них, тогда это верный знак, что нет нашего соизволения, и тогда они не должны смущать нашу совесть. Когда же они нас сильно беспокоят, а мы терпим, но не склоняемся к ним волей, тогда мы и получаем награду от Бога. У многих часто бывают помыслы неверия или хулы на Бога, или на Пречистую Богородицу, или на святых Божиих.
Бывает, когда человек посмотрит на Святые Тайны Христовы (Святые Дары) или на святые иконы, вдруг на него нападают хульные мысли, как тёмное облако, хоти он и не желает их. На таких злых помышлениях, находящих на нас помимо нашей воли, не следует останавливаться, но следует считать их за ничто и презирать их, как бы их и не было, и не возмущаться ими до скорби. Ибо наше смущение и скорбь будут радовать диавола. Тогда он наведёт на нас ещё больше хульных мыслей, чтобы смутить нашу совесть. Но если он увидит, что мы не придаём значения хульным мыслям, презираем их, и не скорбим, и не печалимся, то, посрамлённый, отбежит от нас, а мы останемся в покое — без смущения. Для нас достаточно только не соизволять этим злым помышлениям. Вспомним книгу пророка Даниила: чего достигли те два скверных старца, которые восстали на чистую Сусанну, желая осквернить её (Дан. 13, 1–64). Ничего они не достигли, потому что Сусанна пренебрегла ими и не соизволила скверному их желанию. Точно так же и помыслы скверные и хульные не смогут причинить нам вреда, если мы отвергнем их, как Сусанна отвергла тех нечестивых старцев.
Многие люди, смущаемые хульными помыслами, не знают, что и делать им, и приходят в отчаяние, считая, что это есть их собственный грех, и почитая себя самих причиной тех лютых и мерзких помыслов, поэтому желаю дать о них пояснение.
Старый новый храм.Белюкин Д.А. 1995 г.
Хульный помысл есть искушение, посылаемое на человека богобоязненного, которое особенно смущает его тогда, когда он стоит на молитве или совершает чтолибо доброе.
Помыслы хульные не беспокоят человека, проводящего греховную жизнь: человека нерадивого, небогобоязненного, не заботящегося о своём спасении, — но нападают на тех, кто живёт, исполняя заповеди, в трудах покаяния и в любви Божией. Хульным искушением диавол доводит человека до устрашения; и если тот другим грехам не подвержен, то старается смутить его совесть; и если он в покаянии, то старается прервать покаяние; и если восходит от добродетели в добродетель, то старается воспрепятствовать этому и низринуть его; если же не сможет этого сделать, то старается хотя бы оскорбить и смутить человека.
Но разумный да рассуждает так.
1. Да не думает человек, что те мысли его собственные и от него самого исходят. Нет, они наносятся от диавола; он их начало и изобретатель. Как могут те хулы исходить из нашего сердца и воли, если мы ненавидим их и скорее желали бы себе какойлибо болезни, чем эти мысли? Отсюда верное убеждение, что хулы рождаются не от нашего произволения, так как мы их не любим и не желаем.
2. Всякий, кого беспокоят хульные помыслы, да не вменяет их себе в грех, но да считает их особенным искушением. Чем больше ктолибо будет вменять их себе в грех, тем больше обрадует врага своего, диавола, который будет торжествовать уже и о том, что както смутил совесть человека. Если бы кто сидел связанным среди людей богохульных, слышал бы их хульные слова на Бога, на Святые Тайны Христовы, на Пречистую Богородицу и на всех святых и хотел от них убежать, но не мог бы, потому что связан, не мог бы и ушей своих заткнуть от их хулы, имел ли бы он какойлибо грех оттого, что слышал их хульные слова? Поистине, не только не имел бы никакого греха, но сподобился бы от Бога многой похвалы, потому что, будучи связан и не имея возможности убежать, с тяжкой горестью слушал бы богохульные слова.
Подобное бывает и с теми, кому диавол досаждает хульными помыслами, а они не имеют возможности избежать их, или избавиться от них, или освободиться от духа хулы, бесстыдно и беспрестанно держащего в их уме хульные помыслы, а они этого не желают и сами помыслы ненавидят. Очевидно, что в таком случае они не только не имеют греха от нападения тех хульных мыслей, но и большую получают благодать от Бога.
3. Нужно молить Господа Бога, да удалит это искушение и отразит хульного духа. Если же нет, то кротко терпеть с благодарением к Господу, в полной уверенности, что не от гнева Божия, но от благости Его попущено нам это искушение, да претерпим его твёрдыми и несмущенными.
И Апостол Павел нечто подобное терпел, когда говорил о данном ему пакостнике плоти, о котором трижды молился, чтобы избавил от него Господь, но просимого не получил, а услышал: «Довольно с тебя благодати Моей» (2 Кор.12, 9).
Некто из великих отцов часто повторял: «Не соизволяю, не соизволяю». И когда ходил, или сидел, или чтолибо делал, или читал, или молился, часто и много раз повторял эти слова. Слыша это, ученик его спросил: «Скажи мне, отче, для чего ты эти слова часто повторяешь? Какая тайна у этих слов?» Старец отвечал: «Когда какойлибо злой помысл приходит в мой ум и я ощущаю его, тогда говорю ему: «Не соизволяю на тебя», — и тотчас тот злой помысл отбегает и пропадает без вести».
И всякий, кто страдает от духа хулы, сколько бы ни пришло на него хульных помыслов, легко может освободиться от них и отогнать их от себя словами: «не соизволяю». «Не соизволяю, диавол, на твои хуления; твои это мерзости, а не мои; я же не только не соизволяю на них, но и ненавижу их».
Итак, никто из имеющих наваждение от хульных помыслов, не смущайся и не отчаивайся, зная, что нам они служат больше на пользу, чем в соблазн, а бесам — в посрамление.
Итак, пусть человек не скорбит о беспокоящих его хульных мыслях, ибо если будет скорбеть, то этому будет радоваться враг его, который затем и наводит хульные мысли, чтобы опечалить и смутить человека; и когда достигнет этого — радуется. Если же человек презирает хульные помыслы, отвращается от них и даже посмеивается им, то диавол, посрамлённый, отбегает. Поэтому не должен человек смущаться и приходить в отчаяние от того, что находят на него хульные помышления, ибо за это терпение ожидает его венец.
Причастие.
Косничев А. Е. 2009 г.
Бог сотворил мир и законы, по которым он существует. Учёные не изобретают законы, а открывают то, что уже есть в природе. Внешний мир природы таким образом живёт по своим законам. Чтобы человек был счастлив, Господь дал ему нравственный, духовный закон, который действует так же непреложно, как и законы физической природы. О внутренней духовной жизни человека с её законами тоже есть своя наука и свои учёные: святые отцы, которые открывают эти законы и научают нас, как ими пользоваться для своего счастья. Как от нарушения законов физической природы она гибнет, так и от нарушения духовнонравственных законов, данных Богом для счастья, человек гибнет, превращаясь в живой труп, то есть — телом живой, а внутренне, душевно — мёртвый. Всякий раз, когда мы поступаем против совести, нарушая духовный закон, мы кладём груз на свою душу. Маленьких грехов не бывает — так как они со временем образуют большую гору, которая давит человека и мешает ему свободно жить. Бог дал покаяние, выражаемое совершеннейшей молитвой Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» и Таинство Исповеди, через которое мы эту тяжёлую ношу сбрасываем с себя.
Из основных духовных законов, которые сообщают нам наши учёные — святые отцы, мы тебе приведём основной в данном случае закон развития греха в душе человека:
прилог — простое слово или образ греха, являющийся уму;
внимание — когда ум увлекается явившимся образом, по страсти или безстрастно;
услаждение — когда ум начинает размышлять с удовольствием об этом грехе, отчего возникает
желание — когда воля склоняется ко греху;
решимость — когда она склонилась;
дело — когда совершённый грех становится очевидным».
Главное в развитии греха — обратить внимание на прилог. Это — покуда не наш грех, а лишь предложение нам греха лукавым. На нём не следует останавливать внимание, но, пока он безсильный, маленький и немощный, разбивать его сразу через неприятие его своей волей и противлением ему молитвой. Псалмопевец Давид, знавший законы духовной жизни, в своих псалмах Духом Святым писал: «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень[2]».
Святые отцы говорят: бей врагов молитвой Иисусовой; «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Всякий неотражённый греховный помысл записывается в нашей духовной памяти и получает развитие по ранее указанной схеме. Кроме Иисусовой молитвы мы можем против помыслов творить и другие молитвы, которые в каждом индивидуальном случае личной духовной жизни могут быть действенны. Но самой совершённой при этом в духовной брани остаётся молитва Иисусова. Преподобный Ефрем Сирин против помыслов советует читать молитву: «Господь да потребит тебя, бес нечистый и зловонный». Читаем и: «Отче наш», «Христос воскресе», «Богородице Дево, радуйся».
За невозможностью творить эти молитвы, можно и нужно говорить тогда кратко: «Слава Богу за всё»[3]. И тогда, будучи не источником славословия и благодарения, а противником Господа, злой демон отбежит от твоей души. Таким образом ты опытным путём узнаешь то, чему учит нас Святая Православная Церковь.
Аминь
Необходимый перечень учебников духовной жизни, которыми мы должны пользоваться каждый день: Евангелие, Псалтирь, Молитвослов, Добротолюбие, и из наших отечественных святых: прп. Серафим Саровский, свт. Тихон Задонский. Список может быть более систематизированным и уточнённым в определённой духовной и хронологической последовательности.
[1] А также неотвязчивые мысли воровства, ругательных слов, мщения, злорадства, любопытства, наркомании, пьянства, табакокурения, убийства, самоубийства и других грехов.
[2] Младенцы в данном случае — прилоги греха, а камень — призываемый на помощь Христос.
[3] Последние слова в этом мире святителя Иоанна Златоустого.
* Круг прп. Аввы Дорофея *
«Представьте себе круг… предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог;
радиусы же… суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же
мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
«Не желай, чтоб делалось все по твоему желанию: желай, чтоб делалось как делается: таким образом будешь мирен ко всему. Впрочем, это относится к тому, в чем нет преступления заповеди Божией или